ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Takabayashi M. У входа в храм

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Выставки и мероприятия

    Человек всегда мечтает о полете…

    с 1 апреля 2021 по 1 августа 2021

     

    Нет, не птицы мы, не птицы!
    Но душа летать стремится
    За пределы, за границы,
    К тайне неба, в облака.

    Евгения Ткалич

     

    В 2021 году весь мир отмечает 60-летие полета человека в космос. К этой дате Самарский областной художественный музей подготовил виртуальную выставку из своего собрания. На ней представлены графические листы периода 1960-1980-х годов, когда люди практически бредили космосом, верили в близкие межпланетные полеты и уже представляли себе контакты с внеземными цивилизациями.

    Космос всегда завораживал людей. Он одновременно притягивал и отталкивал своей таинственностью и недостижимостью. С самых древних времен сохранилась вера в мистическую силу звезд. Практически во всех культурах можно найти бога, олицетворяющего собой Солнце, дающее свет и тепло. Небесным телам молились, веря, что звезды могут внести больше определенности в судьбу человека.

    С давних времен устремляя взгляд в небо, люди мечтали оторваться от земли и парить вместе с птицами или подняться ввысь к звездам. Этот сюжет часто встречается в сказках и мифах. Один из самых известных – миф об Икаре, который поднялся к солнцу на крыльях из перьев, скрепленных воском. Но взлетел слишком высоко, воск растаял и юноша упал в море.

    Современное прочтение мифа представил Анатолий Петрович Плахов (1939-1979) в листе «Человек всегда мечтает о полете: (1979). Босоногий деревенский мальчишка, смастерив из подручных материалов крылья, решил полететь с церковной колокольни и сорвался вниз. В его жизни был только один полет под вздохи односельчан. А справа художник изобразил схему развития летательных аппаратов: воздушный шар – XVIII век, аэроплан – XIX век и самолет – ХХ век. Резкие штрихи, тревожное сочетание красного и синего, глубокие тени передают трагизм полета.

    В ХХ веке началось активное освоение воздушного пространства. Героями эпохи становятся летчики, покорявшие небо, преодолевавшие трудности и совершавшие новые достижения и рекорды. На глазах реализовывались вековые мечты о полетах. Многих мальчишек привлекала романтика покорителей неба.

    В двух лубках 1930-х годов мы видим ребят, которые мастерят модели самолетов (Соколов-Скаля П.П. «Будущие летчики», 1931) и участвуют в соревнованиях по дальности полета их творений (Вейдеман К.Я. «Будущие летчики», 1931). Каждый из них мечтает, что в будущем будет парить в небесах, совершать полеты в дальние страны.

    Интерес к теме покорения космического пространства возрос после первого запуска искусственного спутника 1957 году, затем после полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире успешный полет. Оборот вокруг планеты Земля длился 108 минут. За это время мечта о покорении космоса перестала быть несбыточной.

    С этого момента тема космоса проникает во все отрасли, в том числе в дизайн бытовых предметов. В моду входят блестящие мерцающие ткани, появляется пылесос «Ракета», телевизор «Спутник». На каждой детской площадке стояла горка в виде ракеты. О космосе писались книги («Незнайка на Луне» Н. Носова, «Приключения Алисы» К. Булычева), песни («Трава у дома» музыка В. Мигули на стихи А. Поперечного), стихи, снимались фильмы (мультфильм «Тайна Третьей Планеты», кинофильм «Укрощение огня», «Солярис», «Через тернии к звездам»).

    Стали популярны книги о космосе, а на них – книжные знаки, указывающие владельца. Михаил Филиппович Аверьянов (1926)создал более 90 экслибрисов. Многие из них связаны с небом, звездами и полетами. На экслибрисе Л.А. Подлесной (1976) юноша среди звезд играет планетой как мячом. На листе, посвященном А. Логвиненко, отважный самолет на пути к звездам преодолевает природные стихии: бурю, молнии и дождь.

    Благодаря запуску космических спутников территории, отдаленные от центра страны, получили связь с миром. Это воспринималось как современное чудо ставшее явью. На самой известной работе якутского художника Афанасия Петровича Мунхалова (1935-2014) «Слушают мир» (1966) двое уютно устроились возле приемника, а вокруг них вращаются планеты, солнце и искусственные спутники Земли. Здесь тонкий лиризм сочетается с мудростью и философской глубиной.

    Работа А.П. Муналова показывает насколько меняется обыденная жизнь людей. В тайге, в тундре, на реке и на море в любое время стало возможным поймать новости, послушать радиопередачи с прогнозом погоды.

    Будни пилотов стали интересовать всех, ведь из них набирали космонавтов, да и предполетная подготовка была так схожа. На своих самолетах они преодолевали тяготение земли и сверхзвуковое пространство. На серии работ 1965 года Константин Федорович Печуричко (1931-2016) представлены моменты предполетной подготовки, экстренного ночного вылета и особой спецфизкультуры, готовившей человека к усиленной нагрузке во время взлета. Листы, выполненные в технике офорта и сухой иглы (разновидность офорта без травления кислотой) скупыми линиями. Они передают напряженность и героизм космонавтов.

    Мощный прорыв в развитии новых космических технологий, научные открытия расширили представления людей о пространстве и времени, создавали ощущение безграничных возможностей науки. Распространение высшего образования и развитие научных институтов порождают новых героев – студентов и ученых, людей нового поколения.

    Глебова Эмилия Ивановна (1939-2015) создавала литографии на тему науки, изображая молодых людей возле доски, решающих сложные уравнения («Молодые ученые», 1960), смешивающих реактивы в стеклянных сосудах замысловатой формы («Химики», 1960-е) или сосредоточенно размышляющих возле панелей сложных приборов («Физики», 1960-е). Творческие устремления народа в тот период воплощались в фигуре ученого.

    Тесную связь космоса с землей показывает на своих работах Анатолий Петрович Плахов. В листе «Связь с Землей» (1979) как единое целое представлены наземные установки с человеком в открытом пространстве. В другом листе («В открытом космосе», 1979) причудливо переплетаются представления древних о звездах как о мифических существах и современное изучение космоса.

    Борис Леонидович Смертин (1947-1993) воспринимает космический полет как «Вызов» (1983), подчеркивая трагическое желание достичь недосягаемой выси, постичь бесконечность пространства. Его листы на фоне общей романтической окрашенности космической темы подчеркивают мрачную загадочность и опасность полета.

    Часто художники размышляли, как должен измениться мир с началом «космической эры», придумывали возможные варианты развития техники и окружающего пространства, как это делает Генрих Тадеушевич Стопа (1936-2015). Он входил в комиссию художников-космистов, организованную в конце 1980-х годов при Правлении Союза художников СССР, регулярно посещал космодром Байконур, чтобы рисовать с натуры будни отечественных космонавтов. В листе «Земля. Космос» (1982) оптимистичным золотистым цветом на фоне синего звездного неба изображена футуристическая картина мира, заполненного всевозможными летательными аппаратами и передающими устройствами. Здесь Космос представлен как некий живой и подвижный организм.

    Человек всегда мечтал о полете, а ХХ век воплотил ее. Это нашло отражение в произведениях искусства, а после памятного полета Юрия Гагарина мы все ощущаем фактор «присутствия космоса» в нашей жизни.

    Салихова Р.С., зав. отделом хранения СОХМ

     

     

    Соколов-Скаля Павел Петрович. 1899-1961

    Лубок«Будущие летчики». 1931. Изогиз

    Бумага, печать

     

    Вейдеман Карл Янович. 1897-1938

    Лубок «Будущие летчики», 1931. ОГИЗ-ИЗОГИЗ

    Бумага, печать

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис А. Логвиненко. 1970-е

    Бумага, ксилография

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис Л.А. Подлесной. 1976

    Бумага, ксилография

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис П.М. Шалимова. 1976

    Бумага, ксилография

     

    Мунхалов Афанасий Петрович. 1935-2014.

    Слушают мир. Серия «Мой север». 1966

    Бумага, линогравюра

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    С аэродрома. 1965

    Бумага, сухая игла

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Сверхзвуковики. 1965

    Бумага, сухая игла, акватинта

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Спецфизкультура. 1965

    Бумага, сухая игла

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Ночной вылет. 1965

    Бумага, офорт, акватинта

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Молодые ученые. 1960

    Бумага, автолитография

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Физики. 1960-е

    Бумага, автолитография цветная

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Химики. 1960-е

    Бумага, автолитография цветная

     

    Смирнов Вячеслав Семенович. 1937 г.р.

    Первые космические старты. 1983

    Бумага, автолитография цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    Связь с землей. 1979

    Бумага, офорт, линогравюра цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    В открытом космосе. 1979

    Бумага, офорт, линогравюра цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    Человек всегда мечтает о полете. 1979

    Бумага, линогравюра цветная, офорт

     

    Гречина Ольга Николаевна. 1947 г.р.

    К далеким мирам. 1978

    Бумага, автолитография цветная

    Пост. в 2007 из старых поступлений, передача

     

    Смертин Борис Леонидович. 1947-1993

    Вызов. 1983

    Бумага, офорт

     

    Стопа Генрих Тадеушевич. 1936-2015

    Земля. Космос. 1982

    Бумага, линогравюра цветная