ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка живописи "Константин Коровин. Русский импрессионизм"

    с 26 ноября 2015 по 24 января 2016

    Цена билетов:
    Для взрослых - 200 рублей
    Для студентов, пенсионеров, школьников - 150 рублей
    Для студентов, пенсионеров, школьников в группах (от 10 чел.) - 100 рублей  

    Выставка включает 27 картин известного русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х годов, а также работы его современников, членов «Союза русских художников», Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других.

    Выставка проводится в рамках исполнения соглашения о создании «Культурно-выставочного центра» Государственного Русского музея в Самарском областном художественном музее и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.

    Свежесть и непосредственность восприятия зримого мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Константину Коровину (1861-1939) заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Начав свой путь с позиций передвижнического реализма, Коровин, благодаря приобщению к общеевропейскому  художественному наследию, к искусству барбизонцев и импрессионизму, сумел их преодолеть. С импрессионистами его роднит  жизнеутверждающий пафос и верность натуре, в основе которой лежал принцип  равнозначности всего изображаемого художником. Но, в отличие от аналитических задач, которые ставили перед собой импрессионисты, Коровин стремился к тому, чтобы «выходила не живопись, а музыка». Его чувственная, эпикурейская натура стремилась наполнить произведение богатым эмоциональным содержанием.

    К. Коровин "На берегу моря". 1910, х.,м. Из коллекции ГРМ

    Южная природа усиливала яркость и декоративность палитры художника. Коровин жадно стремился схватить ее изменчивую красочность. Картины «На берегу моря» (1910), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1914) наполнены светом, воздухом, живописная стихия в них как бы вибрирует, дышит, постепенно замещаясь световым миражем. В работах 1910-х – 1920-х гг. все более нарастает качество, точно названное А.Бенуа «фееричностью» («Базар», 1916).

    К. Коровин, "Пристань в Гурзуфе". 1914, х., м. Из коллекции ГРМ

    Пейзажи европейских городов – Парижа («Париж 14 июля», 1 пол. 1900-х), Марселя, Виши («В Виши», 1911) – чаще всего романтические ноктюрны, причудливо соединяющие естественный и природный свет. Париж в интерпретации художника – «праздник, который всегда с тобой».

    В своих деревенских пейзажах Коровин идет по стопам Саврасова и Левитана, создавая новый тип пейзажа – пейзаж-настроение, «пейзаж  весны, талого снега, вечера, осени», проникнутый чувством любви к родной земле. Таковы работы «Дорога. Звенигород» (1891), «На Сенежском озере» (1898), «Уголок провинции (Улица в Переславле)» (1905), «Улица в деревне» (1905), «Осень. Островки» (1912), «Ветер» (1916), «Деревня. Осень», 1917; «Весна» (1917), «Сельский пейзаж с мостом» (1919).

    Особое место в творчестве художника заняла тема русского Севера, на выставке она представлена работами «Поморы» (эскиз для одноименной картины 1894 г.), «На Севере» (1899), «Пристань в Архангельске» (1 пол. 1890-х), с их цветовой сдержанностью, почти монохромностью. Здесь доминирует темная, бархатистая  тональность с переходом к серебристости.

    С 1900-х гг. натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Коровина. Его интересуют декоративные эффекты, музыка общего, сопоставление различных по фактуре предметов. Здесь с яркостью проявляется гедонизм творчества мастера («Сирень», 1915; «Рыбы», 1916).

    К. Коровин, "Сирень". 1915, х., м. Из коллекции ГРМ

    Характер творческих поисков художника раскрывают и включенные в экспозицию произведения театрально-декорационного искусства. Это «Град-столица», 1911 - эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни «Конек-Горбунок» на сцене Мариинского театра в Петербурге  и «Палата царского дворца в Тмутаракани», 1912 - эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сцене Большого  театра  в Москве. Театральная тема продолжена и «Портретом неизвестного в театральном костюме» (нач. 1890-х гг.), который, предположительно, является изображением старшего сына С.И.Мамонтова, С.С.Мамонтова – журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка.

    На выставке представлены также произведения современников и сподвижников Коровина по «Союзу русских художников», продолжающих традиции  отечественного импрессионизма – в основном, это лирические пейзажи, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма.

    А. Архипов, "Радоница". Х., м. Из коллекции ГРМ