ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Выставки и мероприятия

    "Константин Головкин. Человек эпохи Возрождения" (12+)

    с 27 декабря 2018 по 27 декабря 2018

     

    Лекция писателя Дмитрия Агалакова

    Самарский художественный музей  

    27 декабря 2018, 18:00

     

    Название лекции совпадает с названием книги Дмитрия Агалакова, которая издана в рамках историко-литературной серии "Лидеры Самарского края”.  Роман посвящён, пожалуй, самому яркому культуртрегеру Самары конца XIX и начала XX века.  Купец Константин Павлович Головкин был художником, меценатом, археологом, коллекционером и инициатором создания нашего музея.

    После лекции – автограф-сессия писателя.

     

    ОТ АВТОРА

     

    Константин Павлович Головкин является для Самары человеком-легендой. Личностью с большой буквы. Человеком-планетой со своей орбитой и мощным культурным притяжением. Купец-миллионщик, известный художник, благотворитель, создатель Самарского художественного музея, гласный городской Думы, археолог и коллекционер, первый автомобилист Самары, спортсмен, командор велосипедного общества и путешественник. Прирождённого лидера, его хватало на всё. Что до  беззаветной любви Головкина к своему городу, к родной Самаре, это чувство не просто поражает, но вызывает глубочайшее уважение и благоговение. В 1916 году Константин Павлович Головкин готов был пожертвовать городу четверть своего капитала — шестьсот тысяч рублей! (это колоссальное состояние! — в нынешнем эквиваленте более тридцати миллионов долларов!) — на строительство Дворца культуры и искусств в Самаре, но денег его взять «не успели». Правительство думало: строить или не строить? А вскоре случилась революция и самый невероятный «культурный проект» старой Самары канул в лету. Осенью 1918 года, накануне взятия города большевиками, Константин Павлович вслед за чехословацким корпусом уехал из Самары с семьёй, жил в Иркутске, работал в местном музее, путешествовал по Китаю и Японии и привез оттуда гигантскую коллекцию предметов восточного искусства. Теперь эта бесценная коллекция находится в Самарском художественном музее. Хочется верить, что во время перестройки она уцелела полностью.

    Не стану рассказывать далее о судьбе Константина Павловича — её вы узнаете из этой книги. В Самаре ещё не выходило более объёмного труда о Головкине. Но сказать несколько слов о самом романе я просто обязан.

    О том, как он родился.

    Первая моя серьёзная статья в жизни, напечатанная в «Волжской Заре» в 1986 году, была о Константине Павловиче. Первый солидный очерк, вышедший в Самарском книжном издательстве тремя годами позже, в альманахе «Молодёжная волна» (он назывался «Я верю — мы вернёмся»), тоже был о Головкине и его учителе Фёдоре Емельяновиче Бурове. И я всегда был уверен, что однажды напишу книгу о своём герое, с которым я гулял по одним и тем же улицам, но в разное время; практически каждый день проходил мимо домов, где родился мой литературный герой, где он взрослел и мужал. Головкин был волжанином плоть от плоти, и я точно такой же. Я даже по первой профессии художник, и в моём роду были настоящие русские купцы, правда, московские. Сколько совпадений! Может быть, именно поэтому мне было так легко и увлекательно писать о нём? Создав произведения о многих исторических личностях, признаюсь, что сердцем я был привязан более других именно к Константину Павловичу. Очень родное чувство я испытывал к этому человеку…

    Уверен, роман о Константине Павловиче Головкине будет ещё интересен и тем, что он рассказывает о нескольких исторических этапах нашего города. Во-первых, это Самара конца девятнадцатого, начала двадцатого века. В романе показан купеческий быт провинциального волжского города и самое начало его художественной жизни в размеренную эпоху последней четверти XIX века. Позже этот мир был наэлектризован будущими переменами — предреволюционные годы брали своё. А затем пришла беспощадная эпоха страшных общественно-политических потрясений — революция и гражданская война. В 1918 году Самара оказалась в эпицентре этого смертоносного вихря, когда человеческая жизнь не стоила ничего, и в этом вихре оказался Константин Павлович.

    Но он выживет и вернётся в свой город.

    В советский период история дореволюционной России была во многом закрытой книгой. В том числе история старой Самары. Там, по коммунистическим меркам, всё было плохо — и люди не такие, и события не те. Юношей я сам застал эту эпоху. К счастью, всё изменилось, и теперь я могу пригласить своих читателей в увлекательное путешествие в прошлое.

    Дмитрий АГАЛАКОВ

     

    "Константин Головкин. Человек эпохи Возрождения" 

    Лекция (12+)

    27 декабря 2018, 18:00

    Стоимость билетов: 100 руб.