ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Репин: вовлеченный свидетель. К 170-летию со дня рождения художника"

    с 4 сентября 2014 по 30 ноября 2014

    Год назад Самарский художественный музей выступил с инициативой проведения первой в истории Самарской губернии выставки Ильи Репина в честь 170-летия со дня рождения художника в 2014 году. При поддержке министерства культуры Самарской области эта уникальная выставка стала возможной. Мы рады представить ее нашим зрителям в течение трех месяцев, с сентября по декабрь.

    Художественная эволюция Репина как автора совпала с яркой эпохой рубежа XIX-ХХ веков. Её свидетелем – заинтересованным, причастным, деятельным, был художник, запечатлевший ключевые типажи своего времени. «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст» - писал он.

    Фигура Репина – мощная константа русской культуры, объединяющая вокруг себя классику и современность. Также и музей, как место встречи Прошлого и Настоящего, объединяет не только времена, но и пространства. Выставка принципиально ориентирована на межмузейную коммуникацию, сотрудничество столичных и региональных музеев.

    Основной партнер выставки – Государственная Третьяковская галерея, предоставившая полтора десятка работ мастера, преимущественно раннего и среднего периодов его творчества (охват – с 1870 по 1909 годы). В их числе ряд хрестоматийных полотен - «Бурлаки, идущие вброд», «Портрет Афанасия Фета», ««Самосожжение» Гоголя», а также наброски к «Бурлакам на Волге», портреты и т.д. Особенно примечательна работа «Бурлаки, идущие вброд», которая, в отличие от канонического полотна «Бурлаки на Волге», предлагает иное композиционное решение. Персонажи здесь идут прямо на зрителя и сильно схожи с барельефом. Герои изображены не в ярких и контрастных, а наоборот, в сдержанных, серых оттенках, что объединяет их с природой. Больший акцент на пейзаже – ключевая характеристика этой картины. Волжский ландшафт, дополненный парусной лодкой, придает произведению эпическое звучание. 

    И. Репин "Бурлаки, идущие вброд" (1872).  Холст, масло. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

     

    Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». Таковы вошедшие в экспозицию «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» (1882), «Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета» (1882), «Портрет композитора П.И.Бларамберга» (1884) – все из коллекции Третьяковской галереи.

    И. Репин "Портрет Василия Кирилловича Сютаева" (1882). Холст, масло. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

    Также участвует в проекте Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, предоставивший портретный этюд к хрестоматийной картине «Не ждали» (1884). Не менее важной частью экспозиции стали поздние произведения И.Е. Репина из коллекции Самарского художественного музея. В их числе крупные работы «Король Альберт» и «Портрет композитора Рубинштейна», также относящиеся к классике зрелого Репина.

    И. Репин "Бельгийский король Альберт /1875-1934/ в момент взрыва плотины  в 1914 году" (1914). Холст, масло. Из коллекции Самарского областного художественного музея

    Наконец, репинскую часть выставки «обрамляют» принадлежащие СОХМ произведения художников, называвших себя учениками и последователями Репина. Это прежде всего работы Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Николая Фешина.

    Н. Фешин "Женский портрет" (1900-е гг.) Холст, масло. Из коллекции Самарского областного художественного музея
     


    Н. Богданов-Бельский "Дети на уроке" (1900-е гг.) Холст, масло. Из коллекции Самарского областного художественного музея