ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.»

    с 5 октября 2017 по 20 ноября 2017

    Выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.» посвящена одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории.

    Самарский областной художественный музей представляет свою экспозицию, куда вошли более ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х  до конца 1980-х годов.

    Первый  раздел выставки – преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила беспрецедентный характер. Был создан Отдел ИЗО под руководством Д. Штеренберга, петроградская Академия художеств преобразовывалась в Свободные мастерские (Свомас), в начале 1920-х преобразованные, вместе с Московским училищем живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Отделе ИЗО служили В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, А.Родченко. По их инициативе были организованы закупки произведений левого искусства для Музеев художественной культуры, часть работ распределялась по провинциальным музеям. Так, в 1919 году уроженец Самары, художник Н.Попов получил в Отделе ИЗО 35 работ современных авангардистов, которые составили основу самарской коллекции авангарда («Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г.Якулова, «Город» О.Розановой, «Дама в кафе» Ле Дантю, «Супрематическая композиция» А.Веснина и др.).

    На выставке можно увидеть эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М.Степановым к 23 февраля 1928 г.,  и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь».

    Поступлению в 1919 году работ левых течений предшествовало важное для Самары событие: в 1917 г., в Самаре в здании Волжско-Камского банка состоялась выставка работ футуриста Д.Бурлюка, несколько из них вошли в коллекцию музея (среди них - «Девочка в красном платочке»).

    Второй раздел выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 г. в России делается выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России – АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, в том числе и в Самаре.

    На выставке представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 –начале 1930-х в самарском филиале этой организации, они  выставляются в музее впервые: В.Костяницын «Маевка»; С.Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А.Ржезников «Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе “Металлист”», И.Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А.Колосов «Митинг»,1929 и другие.

    В начале 1930-х гг. на первый план в искусстве выходит «соцреалистический эпос», в героическом ключе воспроизводятся недавние революционные события, увековечивающие облик и роль вождей революции («Ленин в Смольном» К.Юона, «Демонстрация на Красной площади» Н.Никонова, портреты И.Сталина (П.Келин), В.Куйбышева (И.Бродский)).

    Представлены портреты «простых советских людей», ударников производства:  А.Самохвалов - «Работница»; Г.Ряжский – «Девушка в красном»; Н.Краснов - «Ударники колхоза им. ХVIпартсъезда».

    На выставке также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда.

    В 1940-е – 1950-е годы символы революции – крейсер Аврора, Ленин и Сталин (до 1956 г.), играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы В.Бибикова «Крейсер Аврора»;  автолитографии Е.Кибрика («Есть такая партия!»), «Лениниана» Н.Жукова (1950-е).

    В период хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. В их числе  графические листы: «Интернационал» (1970)  Д.Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу» А.Гайдара (1967) И.Обросова, линогравюры  новокуйбышевца М.Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии»  и др.).

    Творчество куйбышевских художников  1960-х – 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами В.Кныжова «Вступление Красной Армии в Самару» (1969), В.Герасимова «1905 год», С.Федорова «Самарские комсомольцы 20-х годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р.Баранова (1979-1980). В трагической обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках» явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие явления советского времени.

     

    ул. Куйбышева, 92, «Мраморный зал»

     

    Вход на открытие выставки – бесплатный.

     

    В последующие дни:

    взрослый билет - 180р.
    льготный билет - 120р.