ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Коллекция

    Плеханов Николай Иванович

    У изгороди

    1930-е

    Холст, масло 103х114,5


    Плеханов - один из самых странных и загадочных авторов в нашей коллекции. Художник и реставратор, уроженец Самары, он прожил большую часть жизни в Москве. Плеханов учился в Москве в студиях Д.Н. Кардовского (1923 - 1925) и В.Н. Яковлева (1925-1931), с 1925 года начал заниматься реставрацией под руководством И.Э. Грабаря и многое сделал на этом поприще. Им были проведены реставрации фресок XIвека в Киеве, росписей соборов Московского Кремля, операция по переводу стенной живописи М.А. Врубеля на холст. В то же время творчество Плеханова-живописца широкой публике почти не известно. Тем большее значение имеет тот факт, что в 1976 году, благодаря щедрому дару сына художника Сергея Николаевича в собрание музея поступило плехановское наследие, состоящее из 36 полотен. В последующие годы лучшие из них появлялись на музейных выставках, однако большая часть хранилась в запасниках. На настоящей выставке представлены 13 отреставрированных картин Плеханова. В дальнейшем, после окончательного завершения реставрации, планируется показать все 36 произведений на выставке, посвященной 40-летию со дня смерти художника.

    Совершенно очевидно, что профессия реставратора оказывала сильное воздействие на круг интересов Плеханова-художника. Следуя за своим учителем, «воинствующим реалистом» В.Н. Яковлевым, Плеханов видел окружающий мир как бы сквозь призму классического искусства, традиций западноевропейской живописи XVI- XVIIвеков. Многие его работы проникнуты пафосом стиля барокко, подчас он гипертрофирует форму и оказывается на грани натурализма. В то же время в его холстах проступают реалии советского времени, а некоторыми сторонами оно сближается с неоклассическими и сюрреалистическими тенденциями в искусстве Западной Европы 1920-х годов.

    В портретных работах художника перед нами не столько конкретные люди, его современники, сколько представители народа, живущего беспросветной жизнью, обособившиеся в своем горе, носители горькой мудрости. Здесь отдаленно прослеживаются реминисценции творчества Рембрандта. Не случайно это старики и старухи, здесь минимальны  изображения молодых людей. В плехановской живописи самый беспросветный мрак и трогательный наив вступают в чудесный симбиоз, рождающий Встречу с чем-то очень глубинно-человеческим.

    Особое место в творчестве Плеханова занимают работы жанрового и пейзажного характера – здесь заметно влияние нидерландской и фламандской живописи. Автор тяготеет к крупномасштабным холстам, яркий пример – картина «Торговка рыбой», созданная по образцу многочисленных нидерландских «рыбных рынков» XV-XVIвв.

     Пейзажи Плеханова также явственно ориентированы на панорамные пейзажи нидерландских мастеров,  в их числе  холсты «Зима», «Стадо» и ряд других.

    Произведения на современные темы у Плеханова практически отсутствуют, к ним относится лишь выразительное полотно «У изгороди». Здесь сквозит колорит конца 1920-х – начала 1930-х годов, переданы характерные типы деревенских девушек, стремящихся приобщиться к городской жизни, и в то же время несущих в себе выраженные черты деревенской ментальности. 

    Собрание произведений Н.И.Плеханова еще ждет своего глубокого, всестороннего  изучения.