ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Takabayashi M. У входа в храм

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Коллекция

    Николай Попов

    Портрет женщины в синей шляпе

    1922

    Фанера, масло 54,6х54,5


    Н.Н.Попов(1890-1953)
    Живописец, график. Окончил Пензенское художественное училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1910-1918). Стоял у истоков создания «Волжского Союза», объединявшего «левый» фланг молодых художников, устраивал в 1914-1916 гг. выставки в разных городах страны. В 1918 – 1921 гг. работал в Самаре.  Один из организаторов Самарского отделения ВХУТЕМАСа, увлекался авангардным искусством, кубизмом, работал в области агитационно-массового искусства. Оформлял театры «Бим-Бом» и «Агитфонарь», являлся членом Самарского Пролеткульта. В 1921 г. переехал в Москву, где стал организатором общества «Нож» и в 1922 г. участвовал в выставке общества. Произведения Н.Н. Попова экспонировались на выставках  пензенских, самарских, московских областных, АХРР. «Бытие», «Нож», на выставках советского искусства в Японии (1927) и др.

     «Портрет женщины в синей шляпе». (Фанера, масло. 54,6х54,5)

     Созданный в 1922 году, экспонировавшийся на выставке «НОЖ» «Портрет женщины в синей шляпе» - бесспорный шедевр. Написанный на фанере, он по своему формату приближается к квадрату.  Главное событие  картины - торжественное, праздничное, чуть ли не ритуальное явление перед зрителями разряженной, слегка вульгарной  прекрасной девушки из средних городских слоев - не крестьянки и не дворянки,  не пролетарки, а скорее, «нэпмачки» - портрет ведь был написан во времена  НЭПа. При выраженном лаконизме форм, совершенном отсутствии предметного фона как такового, особое значение здесь приобретают бесхитростные и, казалось бы, вполне бытовые детали - рыжеватые завитки волос, выглядывающие из-под шляпы, розовая роза на груди, но в особом контексте картины они воспринимаются скорее как некие метафизические  знаки. Венчающая голову шляпа замысловатой конфигурации, сообщающая модели особую импозантность, представляет собой скорее цветовой «сгусток шляпы», нежели материальный объект. В целом эта работа  вполне может продолжить протянувшийся в веках  ряд таинственных, волнующих женских образов – от прекрасных дам итальянского Возрождения, героинь  Лукаса Кранаха и  Гольбейна  – до современников Попова  Отто Дикса и Д.Штеренберга.