ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Takabayashi M. У входа в храм

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Коллекция

    Икона "Богоматерь Неопалимая Купина". Сызранские иконописные мастерские.

    Конец XIX - начало XX в.

    Дерево, темпера. 35х31


    Ярким явлением в истории иконописи позднего времени можно назвать иконописные мастерские старообрядцев-беспоповцев поморского толка в городе Сызрани на Средней Волге. В музейном собрании выделен круг памятников, созданных в Сызрани в конце XIX-начале XXвв. Все иконы отличает стройность композиции, ясность иконографии, наличие своеобразного орнамента в виде черного цветка по золоченой лузге, некоторая графичность письма. Прекрасным образцом иконописи сызранских мастерских служит икона «Богоматерь Неопалимая купина» конца XIX– начала ХХ в.  Образ Неопалимой купины восходит к тексту книги Исхода, описывающему явление пророку Моисею на горе Хорив объятого пламенем, но не сгораемого тернового куста - купины. В новозаветной традиции образ купины воспринимался как пророчество о Богоматери «рождашей неопально» и  Боговоплощении.

    В центре иконы, в красно-синей восьмиконечной звезде изображены Богоматерь с младенцем Христом на правой руке. Левой рукой она поддерживает «гору нерукосечную», в столпе которой представлен в виде Великого архиерея «Царь славы»  Спаситель, и лестницу - символ видения Иакова. В лучах синего ромба и в двухлепестковых сегментах изображены ангелы – властители стихий, духи премудрости, разума и благочестия. В лучах красного ромба изображены символы евангелистов. Особенностью представленной на выставке иконы является дониконовская традиция  соотношения символов и имен евангелистов: Ангел наречен  Матфеем, Лев – Иоанном, Орел – Марком, Телец – Лукой.  В углах средника размещены сцены с изображением ветхозаветных прообразов Богоматери: «Видение Моисею неопалимой купины», «Видение Иезекиилю затворенных врат», «Лествица Иакова» и «Древо Иессеево».