ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Свидетели катастрофы. Образы Великой Отечественной войны в советском искусстве»

    с 16 мая 2015 по 28 июня 2015

    Выставочный проект к 70-летию победы России в ВОВ в 2015 году широко представляет музейное собрание искусства военного времени – живопись, графику, скульптуру. Большая часть этих произведений оказалась в музее после экспонирования на  выставках «Великая Отечественная война», «Куйбышевская область в дни Отечественной войны» и других - всего в военные годы в «запасной столице» состоялись восемь  больших выставок. В них принимали участие не только куйбышевские художники М. Сидоров, И. Цыбульник, Г. Подбельский, И. Борисов, Б. Филипченко, П. Якушев и многие другие, но и столичные мастера – А. Герасимов, В. Ефанов, Г. Савицкий, А. Лентулов, А. Моравов, Л.Танклевский.

    Достаточно широк спектр живописи военного времени. Это этюды, написанные на фронте или в тылу; составленные «по воображению» композиции на злободневные темы – подвиги бойцов на фронте, зверства фашистов, страдания мирного населения (Л. Танклевский. «Клятва»; В. Ефанов. «У могилы товарища»; «Уличный бой»; «Подвиг героя» и «Ждут» А. Моравова) Широко представлено творчество И. Цыбульника, создавшего полотна «На запад и на восток», «Резервы».

    Л. Танклевский. «Клятва»

    Значительное место на выставке занимают портреты военных и тружеников тыла работы - В. Ефанова («Портрет героя соцтруда А. Третьякова», «Портрет машиниста Секретарева»); Ф. Модорова («Портрет героя СССР Ю.Горбко»), В. Новожилова («Танкист Николай Быков»), В. Прибыловского («Портрет героя СССР летчицы Чечневой»).

    В отличие от многих картин, зачастую носящих эскизный, «сырой» характер, в полотне лауреата Сталинской премии, орденоносца,  автора патетических портретов вождей А. Герасимова «Сталин у прямого провода» чувствуется живописная «школа», мастеровитость автора, поднаторевшего на портретах вождей – Ленина и Сталина.  (Сюжет «вождь у прямого провода» в свое время был разработан И. Грабарем  в картине «Ленин у прямого провода»). Нерушимый как скала вождь представлен в момент чтения сводок с фронтов. Рядом присутствуют и другие изображения советских, партийных деятелей – «всесоюзного старосты» М. Калинина («М. Калинин в Куйбышеве» И. Цыбульника); В. Молотова на фоне Кремля (на картине В. Ефанова).

    А. Герасимов «Сталин у прямого провода»

    Большое полотно Г. Савицкого «По следам врага» трактует сюжет как эпизод героического сказания. В основе полотна В. Ефанова «Хищники» - обращение к гротесковому решению, здесь налицо почти  экспрессионистическая стилистика. На выставке представлен станковый вариант картины Ефанова, его монументальная работа «Хищники» была выставлена в здании железнодорожного вокзала в Куйбышеве в 1942 году.

    При этом не всегда авторам удавалось воплотить драматизм военного времени, так, в монументальной по размерам композиции бывшего «бубнововалетца» А. Лентулова «Охраняют Ленинград», выдержанной в светло-голубой, пленэрной тональности,  некое действие по защите города скорее иллюстрируется, нежели переживается.

    А. Лентулов «Охраняют Ленинград»

    Важное место отведено графике военных лет - как наиболее мобильному виду изобразительного искусства. Творческие группы художников многократно выезжали на фронт; рисуя в перерывах между боями портреты бойцов, они создавали своего рода «документы войны». На выставке представлены фронтовые наброски В. Ефанова («Портрет Хловового», «Портрет Рогового») и других авторов. Руины разрушенного Сталинграда мы видим в одноименной серии И. Михранянц.

    Экспонируются и работы художников, сделанные в тылу – серия А. Романова «Куйбышев в годы войны», в скупой, почти минималистской форме передает реалии жизни провинциального города, ставшего «запасной столицей».

    А. Романов "Прожекторы"

    Серия «Москва в годы войны» Т. Ереминой - своего рода «наглядное пособие», рассказывающее, как следует вести себя в тех или иных обстоятельствах во время бомбежки.

    Т. Еремина из серии "Москва в годы войны"

    Важнейшим средством мобильной графики военного времени стали «Окна ТАСС», графические рисунки-плакаты, создаваемые на основе свежих сводок с фронтов Кукрыниксами и другими советскими карикатуристами. Эскизы из Москвы доставляли в Куйбышев специальным самолетом, здесь их с помощью трафарета размножала бригада местных художников. «Окна ТАСС», выставлявшиеся в окнах Дворца культуры им. Куйбышева и других зданий города,  привлекали к себе внимание прохожих, сообщали о событиях на фронтах. На выставке представлено несколько экземпляров «окон», сохранившихся в музейном собрании.

    Музей представляет ставшую уже классической серию карикатур Кукрыниксов «Пышки и шишки», в которой сатирически проиллюстрирована история гитлеровского блицкрига на Восток, оканчивающаяся полным крахом.

    Кукрыниксы из серии "Шишки-пышки"

    Скульптура военного времени представлена в значительно меньшем объеме, что, прежде всего, обусловлено спецификой этого вида искусства. На выставке демонстрируются работы белорусского советского скульптора А. Грубе «Три маршала» (К. Ворошилов, С. Буденный, С. Тимошенко) и «Перед расстрелом».

    Татьяна Петрова, зам.директора СОХМ по научной работе