ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Коллекция

    Икона "Спас оплечный". Московская школа.

    Середина XVI века

    Дерево, темпера. 31x25,7


    Самым ранним иконописным памятником в собрании музея является икона «Спас оплечный» середины XVIвека. Небольшой по размерам, пя'ничный образ Христа – одно из самых выдающихся и высокохудожественных произведений в нашей коллекции. Икона поступила в музей в 1918 году. Можно предположить, что образ был привезен членами Самарского общества археологии, истории и этнографии после одной из экспедиций по Ирги'зским старообрядческим монастырям. 

    На доске хорошо видны следы басменного оклада, некогда закрывавшего все поле иконы. Вероятно, это был вкладной памятник, написанный по заказу и жалованный какому-либо приходу. Объемная пластика личнόго письма, достигнутая путем постепенных плавей, позволяет отнести икону к классическим образцам московской школы иконописи. 

    Оплечный образ Христа Вседержителя обычно рассматривается как сокращенный вариант иконографии Пантократора – Вседержителя по-гречески. Подобный тип оплечного изображения Спасителя восходит к римской традиции портретов императоров и полководцев. Не случайно этот триумфальный образ Христа получил  широкое распространение в официальном искусстве Византии, став символом власти и славы